Правила по костюму

При шитье костюмов к игре следует ориентироваться на 1570-1630 гг. нашей истории.

Допуск костюма к игре:
К игре допускаются костюмы, сшитые из натуральных, либо полунатуральных тканей, либо синтетические, выглядящие и имеющие свойства натуральных тканей. 
Костюм с расстояния 5 м должен производить впечатление костюма указанной эпохи. По костюму должен легко определяться статус персонажа, его положение в обществе.

Для отличия между жителями Талига и всеми прочими, костюмы рекомендуется шить, сообразуясь с историческими аналогами по странам:

Талиг = Франция, Англия
Кэналлоа = Испания
Алат = Венгрия
Дриксен = Германия
Гайифа, Фельп, Урготелла = Италия, Греция, Малая Азия
Бордон = Греция

Обувь допускается современная, при условии, что молнии будут спрятаны, отсутствуют всяческие лэйблы и прочие явно современные украшения, нет открытых носков или пяток. Общий вид обуви должен соответствовать заявленному на игре времени.

К игре не допускаются игроки, не имеющие костюма или имеющие костюм явно выбивающийся из заявленного периода времени (конец 16 – начало 17 века), например, костюм 12-13 века, или костюм 18-19 века и позднее. Не допускаются игроки, имеющие костюм, содержащий в большом количестве явные современные элементы,  никак не замаскированные, не антуражированные под эпоху. Также не допускаются костюмы из синтетических тканей (выглядящих, как явная современная синтетика). Никаких тигровых, леопардовых и прочих диких расцветок тканей, никакой лайкры, латекса и прочих лаковых костюмов быть не должно.

Костюм должен выглядеть органично и гармонично, создавать целостный образ.

Кинофильмы, рекомендованные для просмотра в качестве пособия по этикету, также подойдут как пособие по костюмам. 
         
Правила разработаны на основе исторических материалов и материалов по костюму в книгах В. Камши, а также частично перекликаются с правилами игры Аэрия Глорис.

Мужской костюм
Мужской костюм состоял из белья (нижняя рубашка, достаточно короткая, до бедер, и подштанники) и верхней одежды, состоявшей, в свою очередь, из колета (куртки) или камзола. Нижней частью костюма были штаны (средней ширины, ниже колена), чулки, закрывающие голень, и сапоги (или туфли для приемов во дворце и балов). Поверх колета или камзола накидывался плащ в виде прямоугольного или полукруглого полотнища ткани.
К 397 г. к. С. нижняя рубашка имела отложной воротник, который отделывался кружевом или вышивкой и расправлялся поверх верхней одежды, и аналогичным образом отделанные манжеты, выглядывавшие из рукавов верхней одежды. В период, предшествующий интересующему нас, большой популярностью пользовались шейные платки и шарфы (носились вместо отложных воротничков нижней рубашки). К концу Круга Скал шейные платки вышли из моды и сменились воротниками. Впрочем, желающие (имеются ввиду Людей Чести), могут продолжать носить их, в знак приверженности старым порядкам).

Появляться перед дамами в одних только рубашке и штанах, без камзола, считается неприличным.

Военная служба для талигойского дворянина являлась обычным делом.
Соответственно, практичный, удобный для нахождения в месте ведения военных действий костюм становится повседневным костюмом аристократии Талига (никаких шнуровок сзади, жёстких высоких воротников и пр. неудобных элементов).

В последние годы круга Скал в мужском костюме прослеживаются два направления: костюм придворный – обильно декорирован, довольно часто используется парик. Военный костюм более рационален, черно‑белых «мундирных» цветов.

В это время мужской костюм несколько феминизируется.
Мужской костюм декорировался отделкой из ткани контрастного цвета, кружевом, вышивкой, реже – мехом. Для украшения верхней придворной одежды могли использовать полудрагоценные и драгоценные камни.

Обязательной принадлежностью мужского костюма дворянина является холодное оружие (меч, позднее – шпага). Дворяне, состоящие на действительной военной службе, носили декоративную перевязь, свидетельствующую о военном чине. Эта перевязь (в отличие от оружейной) носится с левого плеча к правому боку, оружие к ней не крепится. Офицеры, вышедшие в отставку, сохраняют право ношения статусной перевязи. Первый маршал носил черно‑белую перевязь и черный берет или шляпу с белым страусиным пером. Первый адмирал Талига и командующие армиями в чине маршалов носили перевязи и перья родовых цветов королевы, командующие эскадрами – синие, генералы родов войск – зеленые (пехота), желтые (кавалерия), оранжевые (артиллерия). Солдаты и офицеры на действительной военной службе носят черно‑белый мундир (для высшего командования летом используется «обратный» – преимущественно белый – вариант). Гарнизон Олларии, в который входил и полк патрульной стражи, носил красно‑белые мундиры.
Цвет одежды олларианского духовенства – черный.

Не стоит забывать и про использование в одежде гербовых цветов. Это привилегия знати, как знак положения, статуса в обществе, показатель принадлежности к древнему и высокому роду, и знать ею пользуется активно. 

Хотелось бы отдельно сказать о различии костюмов «Людей Чести» и тех, кого называют «Лучшими людьми». Можно предположить, что костюмы старой аристократии более старомодны, в них присутствует влияние моды времен правления Алисы Дриксенской, что внешне подчеркивает отличие «Людей Чести» от «Лучших людей», «новой знати», «навозников». В качестве рекомендаций для игроков можно предложить «Людям чести» ориентироваться на костюмы периода 1570-1600 гг. нашей истории, «Лучшим людям» - на период 1600-1630 гг.

Костюм алисианского периода: Мужской костюм обретает сходство с современным гайифским. Именно в эти годы талигойский костюм обогатился рингравами (съемной баской, носимой поверх штанов); изменился покрой штанов, а в качестве обуви все чаще стали использоваться туфли. В моду вошли короткие и широкие штаны, разноцветные чулки, украшенные бантами и драгоценностями туфли. При этом с разной степенью удачности копировались мужские прически кабитэлского периода: короткая стрижка и усы с бородкой.
Вышеуказанные изменения затронули в основном лишь «придворную часть» костюма. Костюм военный практически не изменился. Военные носили гладкие рубашки, колет или камзол, длинные (за колено) неширокие брюки‑панталоны, высокие сапоги, плащ, шляпу. Первые маршалы Талига (Алваро Алва, Рудольф Ноймаринен) и их подчиненные не сочли необходимым поощрять изменения и украшательства мундира. Так «придворный» и «военный» мужские костюмы разошлись окончательно.

Итог: мужской костюм включает в себя нижнюю рубашку, подштанники, чулки, камзол(колет), штаны, сапоги(туфли), плащ, шпагу, шляпу.

Женский костюм
Женское, как и мужское, нижнее белье шилось из легких гладких тканей различного цвета. Состав ткани для нижнего белья менялся в зависимости от местности. Шелковое, льняное и хлопковое белье носили в южной части Талига, льняное и шерстяное – в северной. В украшении использовались вышивка и отделка кружевом. Женское нижнее белье менялось вместе с верхним костюмом. Разнообразие покроя верхнего платья привело к аналогичному разнообразию покроя нижних рубашек. В зависимости от фасона верхнего платья рубашки были с рукавами и без, закрытые и с низким вырезом, свободного покроя (собираемые на талии или под грудью на продернутую через разрезы в ткани или кулиску ленту или шнур) и с узким, отдельно скроенным лифом.

Использование чулок стало обыденностью среди всех сословий.
В отличие от эсператистских государств, ношение жесткого корсета в Талиге не регламентировалось. Довольно часто можно было встретить предклассический вариант жесткого корсета – высокий плотный пояс, надеваемый под платье поверх рубашки в костюме дворянок или поверх платья (или блузки и юбки) – в одежде простонародья.

Узкий, закрытый, нарочито целомудренный женский костюм кабитэлского периода смягчился. Силуэт стал более широким и плавным, стали часто использоваться драпировки, «пополз» вниз ворот, «подтянулись» и расширились рукава, укоротились сковывающие шаг подолы. С течением времени в обиход вошли составные платья, где лиф (сложного кроя, облегающий) и юбка кроились отдельно. Вошли в моду широкие юбки. Для придания объема расширенным юбкам верхнего платья женщины стали носить несколько нижних юбок.
Платья декорируются контрастной отделкой (каймой, тесьмой), кружевом, вышивкой. Форма и длина рукава, глубина декольте формально не регламентируются, можно наблюдать как открытые глубокие, так и закрытые глухие варианты платьев.
Одежда незамужних девушек отличалась более светлыми тонами, простотой покроя и была менее декорирована, чем платья замужних женщин.
Платья шились из бархата, атласа, батиста и шелка.
Укорачивание рукава привело к постоянному ношению в холодное время года перчаток. В дальнейшем перчатки стали использоваться постоянно.

В олларианском Талиге женский плащ (в виде прямоугольного полотнища, накидываемого на одно или оба плеча) как «статусная одежда», демонстрирующая принадлежность женщины к дворянскому сословию и определенной семье, использовался крайне редко. Женщина надевала его лишь при церемонии помолвки и бракосочетания, а также при представлении королю (когда этикет требовал наличие плаща). Во всех других случаях плащ исполнял функции утилитарной сезонной одежды. В теплое время года его могли заменять широким шарфом – палантином, головной накидкой или шалью.

Костюм алисианского периода (может быть интересен женской половине Людей Чести): Отсутствие корсета в течение довольно короткого времени для дворянки становится неприемлемым. Мягкий силуэт талигойского женского платья сменяется жестким, для сохранения угловатого силуэта юбки зачастую используются жесткие конструктивные элементы типа фижм, в моду входит глухой ворот, завершающийся объемным плоеным воротником. При этом рукава достаточно коротки и подкалываются с помощью булавок.

Итог: женский костюм включает в себя нижнюю рубашку, несколько нижних юбок (для придания платью пышности), чулки, верхнее платье. По желанию добавляются корсет, перчатки, головной убор.

Головные уборы, прически, обувь, украшения
Основными мужскими головными уборами оставались береты или шляпы.
Мужские прически и наличие или отсутствие усов и бороды: Люди Чести носят усы и бороды, Лучшие Люди – гладко выбриты. Наиболее распространенная длина волос в мужской прическе – немного ниже плеч.
Повседневным женским головным убором как дворянок, так и простолюдинок был чепец. Повседневная женская прическа представляла собой вариант уложенных кос, комбинацию кос и локонов. Как скрепляющие элементы использовались шпильки, в прическе девочек и девушек – ленты.
Обычная «парадная» прическа представляла собой комбинацию узла волос на затылке, забранного под сетку (шелковую, расшитую драгоценными камнями, иногда – практически полностью выполненную из драгоценных металлов), и уложенных локонов. В парадном варианте прически широко использовались мантильи, вуали, а также специальные украшения для волос. Распущеные волосы считаются отличительной чертой девиц легкого поведения.
Самой распространенной мужской обувью у дворянства и военного сословия описываемого времени были сапоги, полусапоги и туфли. Башмаки считались обувью простонародья.
Женщины высших сословий и горожанки носили туфли, изготовленные из кожи или ткани, часто украшаемые вышивкой полусапоги, сапоги; крестьянки – башмаки и сапоги. Ювелирные украшения были весьма разнообразны. И мужчины, и женщины носили кольца и перстни, браслеты (как обручальные, так и декоративные), броши, цепи, подвески и медальоны. Среди женских украшений большой популярностью пользовались серьги и ожерелья различной формы, реже использовались диадемы – в качестве дополнения к особо праздничной прическе. Элементы из драгоценных камней в ювелирной оправе использовались для декора одежды – и в вышивке, и как скрепляющие элементы. Кроме того, все дворяне имеют право на ношение серебряных и золотых цепей особого плетения, указывающих на их ранг. Церемониальная герцогская цепь герцогов Ноймаринен украшается торскими изумрудами, а герцогов Кэналлоа - черными ройями.
* * *
Цвета одежды
Ограничений на цвет одежды в олларианском Талиге не существовало, за исключением специально оговоренных случаев. Официальные цвета династии Олларов – черный и белый.
Для церемонии бракосочетания невеста надевала костюм преимущественно белого цвета с дополнением либо родовых цветов (дворянство), либо цветов провинции. При заключении повторного брака цвет одежды на церемонии не регламентировался. Жених‑дворянин надевал родовые цвета или же, если он находился на воинской службе, парадный мундир. Недворяне одевались по своему усмотрению.
Для особо важных случаев, связанных с делами семьи, в аристократической среде, как правило, использовалась одежда родовых цветов.
Цвет траура – серый; для дворян допускается узкая оторочка иного родового цвета.

Одежда горожан и других сословий
Жители Двора висельников одеты максимально просто, возможно отсутствие верхней одежды – камзолов, накидок и так далее. Без изысков, или же, при общем совершенно нищенском виде, могут присутствовать кричащие украшения. Это говорит об образе жизни обитателей этого места, об их характерах и нравах. Скорее всего, весьма популярны будут плащи – разной длины, но неброских цветов, в силу жизни в опасном районе города, там, скорее всего, уместны будут темные оттенки, скроющие владельца или владелицу в темноте. В общем, классика нищенского жанра, одежда, возможно, также в стиле «из бабушкиного сундука», то есть, относящаяся к моде нынешней весьма условно, старомодная и простая.
Одежда горожан проста и удобна – это показатель их ремесла и статуса, ведь в городе много ремесленников, торговцев (впрочем, торговцы, скорее, могут счесть себя зажиточными горожанами), однако одежда горожанина при всем удобстве имитирует одежду дворян – кто не стремится следовать моде? Кто не хочет выглядеть лучше? Однако, костюм горожанина – это компромисс между красотой и удобством.
Зажиточные горожане одеты почти так же хорошо, если не так же, как и знать.
Стоит ли говорить о том, что приезжающие в Олларию, как и в любой другой столичный город, постараются следовать местной моде, чтоб не выглядеть «белой вороной» в городе?
Это, однако, может не распространяться на послов, которые вправе счесть, что одним из признаков патриотизма и любви к родине будет одежда по моде своей стран.

Отредактировано Talig (28-02-2010 01:32:39)